Читала сейчас интересную статью. Написана, кажется, ещё в марте прошлого года. Но вот попалась только сейчас. В общем, ничего нового, хотя я за этим явлением вижу немного более глубокие причины, выходящие далеко за границы простой психологии. Впрочем, с тем, что говорит автор, трудно не согласиться.
Вот пара отрывочков:
…
Споры о праве слэш/яоя на существование продолжают вестись в сети. И мне кажется, что одной из причин этого является нежелание хороших авторов, пишущих в этом жанре, замыкаться в рамки "эротической литературы", знать, если можно так выразиться, свое место. Появилось достаточное количество произведений, которые формально относятся к с/я, однако поднимают серьезные психологические и даже философские проблемы, не имеющие прямого отношения ни к проблемам гей-движения, ни к эротическим переживаниям.
читать дальше
...В последнее время мне часто кажется, что в литературе и в искусстве в целом имеет место системный кризис. Причин несколько. Во-первых, бедный нынешний средний человек очень перегружен информацией, причем по большей части весьма негативного свойства. Когда он пришел с работы, ему уж не великие идеи нужны, а что-нибудь, как говорят «легкое и сладкое» – кому что – кому женские романы в пестрых обложках, что в ларьках с прессой, кому Маринина и Донцова, а кому и слэшки. Кстати, не стоит забывать, что развлекательная литература не вчера родилась – как известно, Татьяне Лариной «рано нравились романы, они ей заменяли все», а романы-то те были все как один про любовь и разница с нынешними – только в стиле и особенностях описания. Да еще эротические сцены тогда не использвали. Так что, несомненно, такая литература, хотя вроде бы и не совсем литература, функцию снятия нагрузки с уставших мозгов успешно выполняет. А уж если самому есть возможность что-то написать, то еще лучше. Во-вторых, жуткий 20-й век и не менее маловеселое начало 21-го изменили наше отношение к великой литературе прошлого – знаем, уважаем, но плакать над судьбой Анны Карениной или Акакия Акакиевича после... Слабо, знаете ли. А попереживать хочется, причем хорошо бы над чем-то не очень близким к жизни, чтобы не напрягало. Есть и еще одна причина, связанная с вопросом: а что можно в литературе, а чего нельзя? Кажется, сейчас можно все, хотя не все пользуется широким спросом. Это, конечно, в чем-то облегчает, а в чем-то затрудняет работу пишущего «про любовь». Если в прежние века для соблазна хватало взгляда, ножки из-под платья, то теперь при голых животах в метро уж и не знает бедный автор, как ему этот соблазн создать – а надо – иначе не прокатит. Секс стал предметом рекламы, коммерции. Когда тебе весь вечер в телевизоре показывают голых баб с целью продать пиво, холодильник, стиральную машину, то обнаженное тело уж не вызывает желаний, а одну только досаду – опять футбол смотреть мешают!
А как хочется в рассказе не чего-нибудь, а именно невозможного и запретного. Легко было в 19-м веке – довольно для сюжета, что родители не дают дозволения на брак, а уж если супружеская измена – так совсем мечта автора! И в 20-м не так уж трудно – тирания и политические обстоятельства сокрушат любую любовь, опять же нет проблем, где взять запрет и его нарушение. А теперь где взять запрет? Что делать сочинителю? Гнать голую чернуху? Так это получится уголовная хроника из «МК», да и на любителя такие сюжетцы. Слэш какую-то иллюзию запретности дает, позволяет довольно легко построить психологический конфликт и его преодоление. Так что причина для существования жанра есть, и не только в психопатических фантазиях, и даже совсем не в них, хотя без этого литература никогда не обходилась. Любопытно еще, что во многих слэшных текстах,создаваемых в перввую очередь женщинами, воплощены извечные женские комплексы и мечты: желание отдать ответственность (за все, от этого и избыток жестокости во многих текстах такого рода); "возьму власть – а там явлю милосердие, да еще и поменяемся ролями в качестве бонуса и особого благоволения"; любовь, ломающая привычный ход вещей; и наконец – пусть он после не отворачивается!
Еще есть момент один – сейчас доказано, что в мозгу центры, отвечающие за секс и романтическую любовь, раздельны, хотя оба способны обеспечить синтез эндорфинов. По нынешним временам нечасто бывает, чтобы им удалось одновременно запахать на полную мощность, а слэш – слегка, конечно, зацепляет оба, так что скромная доза естественных «молекул удовольствия» любителю жанра обеспечена. Так что кому пиво, кому конфеты, а кому... Допинг своего рода, и ничего постыдного нет в его применении. СПИДа не будет, социальных последствий не несет. Потому-то и будут сочинять и читать подобные тексты, несмотря на отличные пародии, коих по сети немеряно. А ведь не убивают такие пародии жанр. Где-то он, великий Дон-Кихот, убивший все рыцарские романы! Может быть, еще где-то пишется? А пока литература ищет выходы из сложившегося кризиса, идут эксперименты – к чему-то они приведут? Ясно только, что ни абстрактная литература абсурда, ни формальное изобретательство, ни потоки сознания – не будут выходом. «Черный квадрат» и консервные банки годны ненадолго, а надолго нужны человеческие чувства, пусть и в нестандартной упаковке. Кто знает, может быть и цветочки слэша принесут еще не один вполне художественный плод?
...
О причинах популярности c/я: (суммируя сказанное выше)
- одной из пружин любовного романа, к которому склонны женщины, является запретность чувства, сейчас с обоснованием этой запретности большие сложности в системе М+Ж, тогда как в системе М+М (особенно в версиях "соблазнить непосвященного", "враги") мотив: cтрасть против запретов реализуется легко (несмотря на все парады и голубые луны![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
- постельные описания дают возможность набросить вуаль на собственные желания, дескать, это не я хочу, а некий аметистовоглазый и зеленоволосый, а открытое выражение желаний женщинами в текстах, как это не смешно, слишком часто вызывает у читателей возглас: на порносайт!
- "страшная месть" мужчинам за пиво, футбол, нежелание (естественное) ставить любовь на первое место;
- маскарад, переодевание, игра (сколько в прошлом было романов, где женщины переодевались в мужской костюм);
- мода (готы, эмо...);
- и наконец! Происки мирового империализма, который путем искусственного насаждения сетевых извращений заставляет девушек забыть их основное предназначение: киндер-кирхе-кюхе!!!!
...
Несколько примеров определений слэш/яоя, найденных в сети:
Как указано в "Википедии", яой - жанр манги и аниме, изображающий гомосексуальные отношения между мужчинами. Целевой аудиторией яоя являются девушки и женщины, как правило, гетеросексуальные.
Исходно слэш определяли как текст "по мотивам", где использовались чужие миры и герои, вид фанфикшена, "фанфикшен, описывающий или включающий романтические/эротические/порнографические отношения между персонажами одного пола, которые в произведении-источнике ни в чем подобном замечены не были и которых канон определяет как убежденных гетеросексуалов." (взято с сайта grafo.by.ru/dict.shtml)
"Яой (Yaoi) - ярлык, присваеваемый фанфикам и фанарту а иногда и целому сайту. Также считается серьезным предупреждением. Изначально яой (YAOI) - сокращение от yama-nashi (without climax), ochi-nashi (without a conclusion) and imi-nashi (without content) - "ни кульминации, ни заключения, ни содержания" в контексте аниме/манга. Другими словами, PWP, не имеющее иной цели кроме как уложить определенных двух персонажей в постель. Сейчас имеет почти то же значение, что слэш. Однако разница между ними та, что яою нет необходимости так отчаянно отстаивать свои права на существование, как слэшу. Таким образом слэш - это не яой (за исключением совершенно отвязных PWP) но яой, в котором есть сюжет, терминологически не отличается от слэша. Для удобства можно называть яоем то, что имеет отношение к манге/аниме, а слэшем - ко всему остальному." Взято с сайта theoriginal.ru/article/glossary
Постепенно границы между слэшем и яоем размылись, и теперь к я/c жанру относят тексты, где романтические/эротические/порнографические отношения между персонажами одного пола составляют существенный элемент сюжета, независимо от того, используются ли оригинальные авторские миры и герои или заимствованные... Автор: Эстерис Ээ
Слэш яой как явление сетературы
Полностью со статьёй можно ознакомиться здесь: Проза.ру
@настроение:
философское
@темы:
слэш,
entertainment,
эротика,
литература,
размышления,
фанфикшн,
статья,
искусство
О да! А на красивых мальчиков смотреть - это, конечно, извращение. Тут можно просто посмеяться. Типичный обывательский штамп.
Дык... а то! Самый оголтелый шовинизм и есть.
Голых баб с утра до ночи по всем каналам показывают, а кто-нибудь поинтересовался, мне и миллионам других лиц женского пола приятно на них смотреть?
А один раз попытались показать в рекламе полуголого мужика (причём со спины) - боже! Какой поднялся крик! На следующий же день в этой же рекламе мужик чудесным образом оказался в штанах. Я чуть со смеху не умерла. помню.
AlanWest ,
Мне кажется, что девушка подсознательно все же представляет себя в роли одного из них. Ей приятно представлять кого-то рядом с красивым мужчиной, но ей не хочется, чтобы это была женщина. Как-то так, наверное.
Конечно!
Мне кажется, у всех это по- разному. Возможно и такое. Я поэтому и говорю, что тут настолько всё индивидуально, что попытки подогнать всех под какие-то общие правила всегда будут несостоятельны.
Ну их в баню.
Точно. Чистый психолог лучше грязного ))
Комментировать будем?
Будем. Ибо противоречие кажущееся. Хотя не могу не согласиться с тем, что привычка к более развернутому и конкретному выражению мыслей мне бы не помешала.
Попробую чуть последовательнее. Во-первых, я вижу путаницу сразу по двум направлениям: а) порнуха\эротика; б) профессиональная\любительская.
Профессиональная эротическая литература для женщин предоставляет что в качестве идентификанта, что в качестве объекта фантазий весьма размытые фреймы. Фреймы эти весьма, к стати, культурообусловлены и привязаны к гендерным стереотипам. И до тех пор, пока леди пребывает в оных рамках, у нее не возникает особой проблемы с идентификацией (отчасти об этом местами пишет автор обсуждаемой статьи). Конкретизация фрейма по любому параметру (включая сдвиг в область физиологии - к "порнухе") этот процесс осложняет. Это именно то, что мы наблюдаем в случае восприятия любительской гетной эротической литературы - слишком сильная проекция авторши, слишком "жесткий" фрейм (а речь, как мне представляется, изначально шла именно о "любительском" творчестве).
Если же имеет место сдвиг относительно гендерного стереотипа,- а это происходит естественным образом не только в прогрессивных умах, но и an mass (скажем, даже среди бульварной женскай литературы т.н. иронический детектив в последние годы устойчиво отбирает пальму первенства по популярности у т.н. любовного романа) - этот фрейм перестает работать. Вместо идентификанта и объекта фантазий леди получает два объекта, причем чужих. Один из которых с неизбежностью ей навязывается как идентификант.
что вы имеете ввиду под фальсификацией
Поперовский критерий научности гипотезы.
Возьмём для примера две категории граждан
Кажется, это малорепрезентативная выборка. И критерии выбора не очевидны.
Вторым вы мотивацию сами по умолчанию приписали, не заметили?
Так что вот на это:
какие же общие психологические механизмы движут этими товарищами
столь же непринужденно отвечу - защитные
вопрос не общий, а очень специальный
А его никто и не сводит к генеральной совокупности
Поперовский критерий научности гипотезы.
То есть - необходимого условия признания теории или гипотезы научной?
Вместо идентификанта и объекта фантазий леди получает два объекта, причем чужих. Один из которых с неизбежностью ей навязывается как идентификант.
Это когда речь идет о паре М+Ж?
необходимого условия признания теории или гипотезы научной?
Одно из, да.
Это когда речь идет о паре М+Ж?
Да. В случае пары М+М леди получает два объекта без навязывания идентификаций
Вне всяких сомнений.
Во-первых, я вижу путаницу сразу по двум направлениям: а) порнуха\эротика; б) профессиональная\любительская.
А я вот сейчас вижу, что мы с вами вообще о разных вещах говорим. Наша главная ошибка в том, что мы изначально чётко не сформулировали тему обсуждения (кроме того, что она навеяна тематикой этой статьи).
Я говорю о предпочтении большой частью лиц женского пола произведений искусства, в которых присутствует в той или иной форме гомоэротическая тематика, и о причинах возникновения такого предпочтения. Ни в коем случае не собиралась обсуждать особенности жанров и поджанров сетевой, профессиональной и любительсткой литературы и её авторов, а тем более тонкостей дифференциации порнухи от эротики. Здесь просто не место для столь глобальных исследований.
Согласитесь - это совсем другой вопрос. Ещё раз хочу подчеркнуть: я говорю о предпочтении этой тематики в искусстве вообще. Так что, скачки от визуальных к графическим примерам и обратно вполне объяснимы и уместны.
Степень мерисьюшности автора и дифференциация фреймов в эротической и порнографической литературе никоим образом не проясняет данного вопроса - ПОЧЕМУ женщины предпочитают гомоэротику в искусстве.
Вы говорили о неких общих критериях и механизмах, работающих в глобальном масштабе и регулирующих эти процессы. Вот я и хотела бы их услышать - не про литературные жанры, а про психологические механизмы, причём универсальные. Я-то считаю, что их нет и быть не может. Именно в этом у нас с вами расхождение. А по большинству частных вопросов я с вами и не спорю, так как я с вами согласна.
Кажется, это малорепрезентативная выборка. И критерии выбора не очевидны.
Так кто же виноват, батенька, что группы тут мелкие и общего между ними мало? Можно прибавить к ним ещё несколько группок, столь же разрозненных. Что это изменит? Добавит им репрезентативности? Ничуть. Я ведь об этом и говорю - разные они совершенно. И раз не действуют эти таинственные общие механизмы (о которых я так и не услышала ничего конкретного) на эти малочисленные группы, то какие же они всеобщие?
Вторым вы мотивацию сами по умолчанию приписали, не заметили?
Как и любой психолог, пытающийся построить классификацию. Любая мотивация, которой мы оперируем, анализируя чужое поведение, приписывается нами объекту, разве нет?
столь же непринужденно отвечу - защитные
Глобально.
Но ни о чём не говорит, так как те же защитные механизмы в случае каждой конкретной группы будут разные и подогнать под столь расплывчатое определение можно практически всё.
Речь только о тех, у кого есть, по тем или иным причинам, оформленное отношение к с\я. причем знак не важен.
Если даже так сузить вдруг вопрос, то общих механизмов мы тут, боюсь не найдём, так как состав слишком неоднороден, а отдельные группы - малорепрезентативны. Я ведь об этом и говорю.
Это когда речь идет о паре М+Ж?
Да. В случае пары М+М леди получает два объекта без навязывания идентификаций
Ну вот, замечательная же вроде бы мысль, и всё понятно, и правильно... только не бегут ведь лица женского пола потреблять продукцию, где М+М! Не ломятся в слэшеры в массовом порядке, а предпочитают слюнявые дамские романы, где индентификация им навязывается, и всё. Процент женщин, предпочитающих М+М всё-таки незначителен на фоне общей массы (мы же в глобальных масштабах проблему рассматриваем).
Не действует этот замечательный механизм процентов на 90 женщин. Как же можно с его помощью объяснять пристрастия оставшегося меньшинства?
Что ж, смещение с темы восприятия слэшфикшена на восприятие гетеропорно действительно произошло
ПОЧЕМУ женщины предпочитают гомоэротику в искусстве.
Вот на эту тему беседовать проще. Правда, всегда таки всплывает вопрос - предпочитают ЧЕМУ? Кажется, его мы и обсуждали?
я говорю о предпочтении этой тематики в искусстве вообще
Вы говорите о предпочтении этой тематики некоей аудиторией, имеющей весьма определенный половозрастной состав и - не в последнюю очередь - готовой публично делиться (как минимум) своими впечатлениями.
состав слишком неоднороден
Более-менее однороден. По значимым признакам.
К стати, об "этой тематике" - многие ли гипотетические "респонденты" знакомы с классикой гомоэротической литературы? Многим ли она вообще интересна? Или все-таки мы сойдемся на том, что речь мы ведем о своеобразном явлении сетевой культуры под названием "фанфикшен" и еще более специфическом его подразделе "слэш"? А не о
произведениях искусства, в которых присутствует в той или иной форме гомоэротическая тематика?
Степень мерисьюшности автора
Не при чем. Это отдельный феномен, и обсуждать его надо отдельно. Я бы тут отделила мух от котлет.
я и хотела бы их услышать - не про литературные жанры, а про психологические механизмы, причём универсальные
Мм... И не надо и бессмысленно... Мне вообще, честно говоря, "психологические" изыскания в данной области не очень интересны
Я-то считаю, что их нет и быть не может
Индивидуальная сознательная мотивация всегда будет отличаться, общие механизмы останутся.
Как и любой психолог, пытающийся построить классификацию.
Если вы психолог - прошу прощения...
ЗЫ: За "батеньку" отдельное спасибо 0_0
Доступ ограничен. Те, кто дорываются... В общем, примерно как мужики до лесби
процентов на 90 женщин
Не знают о существовании М+М порно\эротики\текстов etc. Плюс ко всему, гендерные барьеры гораздо жестче.
не действует этот замечательный механизм процентов на 90 женщин. Как же можно с его помощью объяснять пристрастия оставшегося меньшинства
Не применимы эти рассуждения к 90% женщин. Мы изначально о меньшинстве говорим.
состав слишком неоднороден
Более-менее однороден. По значимым признакам.
Пол-то женский, ясное дело. А вот возраст... примерно от 15 до 60... безусловно однородный.
многие ли гипотетические "респонденты" знакомы с классикой гомоэротической литературы? Многим ли она вообще интересна?Или все-таки мы сойдемся на том, что речь мы ведем о своеобразном явлении сетевой культуры под названием "фанфикшен" и еще более специфическом его подразделе "слэш"? А не о
произведениях искусства, в которых присутствует в той или иной форме гомоэротическая тематика?
Да нет же, зачем так сужать? Я говорила именно об определённых пристрастиях довольно малочисленной группы женщин (а по сравнению с другими она таки малочисленна) в искусстве (точнее даже в культуре) вообще.
А вот насчёт того, многим ли интересна эта тематика вне сетевой литературы, позволю себе с вами не согласиться. Я знаю многих дам (и не одно десятилетие), которые в сети практически не бывают, слова слэш возможно никогда не слыхали, но по уши находятся в гей-культуре. Посещают гей-клубы, дружат в основном с представителями сексменьшинств, смотрят фильмы, слушают музыку, читают литературу, посещают выставки и проч. соответствующей тематики. Не говоря уж о том, что для античника, вроде меня, гомоэротика - это отнюдь не слэш изначально. Эта культура совсем не сводится к слэшу, поэтому я не вижу причин настолько ограничивать тему.
Я говорю о причинах интереса женщин к гомоэротике.
Мм... И не надо и бессмысленно... Мне вообще, честно говоря, "психологические" изыскания в данной области не очень интересны
Могу и сейчас повторить то же самое. Но вы-то стали о них говорить. А раз уж вы начали про механизмы, так, естественно, хотелось бы услышать, что вы имеете ввиду конкретно.
Индивидуальная сознательная мотивация всегда будет отличаться, общие механизмы останутся.
Таки в чём состоят эти механизмы? Где они? Я весь вечер это и пытаюсь понять.
Как и любой психолог, пытающийся построить классификацию.
Если вы психолог - прошу прощения...
читать дальше
Ааа... так навязывать объекту свою мотивацию - прерогатива психологов. Простым смертным низзя. Я понял.
Доступ ограничен. Те, кто дорываются... В общем, примерно как мужики до лесби
процентов на 90 женщин
Не знают о существовании М+М порно\эротики\текстов etc.
Вау! Не знают?!
Вот уж нет! Те, кто дорывается (а точнее случайно натыкается или приобщается ещё каким-то образом) плюются и считают адептов "этой гнусности" извращенцами. И потом, ну у кого же в наше время нет доступа хоть к чему-то в плане информации?! Тут детей малолетних от порнографии оградить нет никакой возможности, а у взрослых тётенек нет шансов гомоэротические картинки или фильм посмотреть? Бедненькие! Да пусть телевизор включат! Не говоря уж про интернет. Не катит в наше время такая отмазка. Неубедительно.
Не применимы эти рассуждения к 90% женщин. Мы изначально о меньшинстве говорим.
Не поняла.
Ай ня-ня... а я ведь ввела еще как минимум еще пару критериев. Жулик вы, батенька!
знаю многих дам (и не одно десятилетие), которые в сети практически не бывают, слова слэш возможно никогда не слыхали, но по уши находятся в гей-культуре.
Ну так я только за то, чтобы разделить слэшеров и любителей гей-эротики. Вот в том, что это разные совокупности, я с вами соглашусь целиком и полностью.
причинах интереса женщин к гомоэротике
Они более-менее тривиальны. Если речь идет о слэше.
Таки в чём состоят эти механизмы? Где они? Я весь вечер это и пытаюсь понять.
Ох. Ну вы представляете себе, сколько именно "многобукофф" требуется для адекватного ответа? И да, я не готова на сей реферативный подвиг в дискуссии на уровне ИМХО )))
Если мы вернемся плотненько к прорблеме слэшфикшена, я с удовольствием поделюсь своими соображениями по этому вопросу.
Но вы-то стали о них говорить
К этому был посыл в теме ))
А вы не длопускаете такого варианта?
Нет
навязывать объекту свою мотивацию - прерогатива психологов
Навязывать психологам свою модель атрибуции мотивации - прерогатива ...?
UPD. Те, кто дорывается (а точнее случайно натыкается или приобщается ещё каким-то образом) плюются и считают адептов "этой гнусности" извращенцами.
Ну я же писала выше - да, индивидов с серьезными затруднениями гендерного характера сейчас много.
Время очередного полоролевого сдвига. И что с того?
UPD 2. И потом, ну у кого же в наше время нет доступа хоть к чему-то в плане информации?!
Попробуйте найти гей-порно не на торрентах. Нет ,даже не так. Попробуйте случайно наткнуться на гей-порно в сети.
А как же без этого дискуссию вести в час ночи?
Не, ну то, что все они женщины это кагбэ по умолчанию...
Ну так я только за то, чтобы разделить слэшеров и любителей гей-эротики. Вот с тем, что это разные совокупности, я с вами соглашусь целиком и полностью.
А вы знаете слэшеров - не любителей гей-эротики?
Ох. Ну вы представляете себе, сколько именно "многобукофф" требуется для адекватного ответа? И да, я не готова на сей реферативный подвиг в дискуссии на уровне ИМХО )))
ААААА!!!!! Сдаётесь!!!!
Конечно не надо! Я об этом и говорила, когда сказала, что не надо.
Если мы вернемся плотненько к прорблеме слэшфикшена, я с удовольствием поделюсь своими соображениями по этому вопросу.
Конечно, с удовольствием послушаю. Может заодно просеку, чем механизмы в этой узкой сфере отличаются от глобальных, которые мы так и не выяснили.
Навязывать психологам свою модель аттрибуции мотивации - прерогатива ...?
Ну не всё же им этим заниматься.
UPD
да, индивидов с серьезными затруднениями гендерного характера сейчас много.
Это вы о тех, которые дорываются, или о тех, которые плюются?
Попробуйте найти гей-порно не на торрентах. Нет ,даже не так. Попробуйте случайно наткнуться на гей-порно в сети.
Вы это серьёзно?!
Меняйте провайдера (или браузер?)...
Чьертъ подери, и почему у меня ощущение, что меня берут на слабо...
чем механизмы в этой узкой сфере отличаются от глобальных, которые мы так и не выяснили.
Точняяяк...
Ну не всё же им этим заниматься.
Вот тут пришла железная уверенность.
А как же! Святое дело.
читать дальше
- А вы таки еврей?
- А вы таки антисемит?
UPD. о тех, которые плюются
Ага.
порнография из всех концов лезет
Гей-порно?! 0_0
усе, меняю браузер, сеть и хоумленд.
Психологи?