Сначала посмотрим на них глазами современных художников:



читать дальше




А вот древнеегипетские изображения.
Дошедшие до нас портреты самой известной женщины-фараона Хатшепсут:





Пишет Claudia*:
Себекнеферу — первая женщина-фараон
О женщинах — фараонах Древнего Египта (Международному женскому дню посвящается)
Сейчас у женщины есть много способов подняться по социальной лестнице. В Древнем Египте такой способ был один — удачно выйти замуж. Лучше всего — за фараона, а ещё лучше самой стать фараоном. Нескольким древним египтянкам это действительно удалось.
Женщины боролись за власть всегда. Иногда настолько успешно, что завоёвывали «мужские права» даже там, где это, казалось бы, невозможно по определению. В Древнем Египте, например, присутствие женщины-царя на троне абсолютно изменяло привычную картину мира. Настолько, что древние египтяне на некоторое время впадали в ступор, не в силах понять, что же, собственно, происходит…
И тем не менее в Египте правили женщины-фараоны. Правда, за всю его 3-тысячелетнюю историю лишь несколько раз.
Сейчас у женщины есть много способов подняться по социальной лестнице. В Древнем Египте такой способ был один — удачно выйти замуж. Лучше всего, за фараона, и не просто выйти замуж, но ещё и стать его главной супругой или хотя бы матерью царского наследника (и впоследствии — регентшей при его малолетстве). Но ещё лучше, овдовев, самой стать фараоном
История сохранила имена всего семи женщин-фараонов: Мернейт, Хенткаус (I), Нитокрис, Себекнеферу, Хатшепсут, Таусерет и Клеопатра (VII).
Личность и трагическая история Клеопатры, последней царицы Египта, широко известны. Что до её предшественниц, то о них (за исключением великой Хатшепсут) сведений немного, и их царский статус к тому же не всегда подтверждается.
Учёные до сих пор не могут дать однозначного ответа на вопрос, кого следует считать первой женщиной-фараоном. Наиболее авторитетным высказыванием по этому поводу можно считать работу египтолога Веры Головиной. Она утверждает, что первой была Себекнеферу, последняя правительница XII династии (Среднее царство) О ней — чуть позже, а пока — о первых трёх женщинах из приведённого выше списка.
Мернейт (Раннее царство, 3000—2890 годы до н.э.) — супруга царя Джета и мать выдающегося царя Дена. В пользу её величия говорит тот факт, что она имела собственную гробницу в царском некрополе Абидоса, притом бóльшую, чем у её царя-супруга. В Древнем Египте погребение всегда было высшим проявлением социального статуса, поэтому столь богатая гробница женщины говорит о том, что женщина эта была, мягко говоря, не простая
Однако обнаруженные археологами в Абидосе оттиски печатей с именами царей I династии показали, что Мернейт не имела официального царского титула, но была лишь царёвой матерью. Вполне вероятно, что в качестве регентши при сыне-царе она могла фактически править Египтом. Но юридически высшей властью она при этом не обладала.
Хенткаус (I) (IV—V династии, Старое царство) — супруга знаменитого Менкаура и мать двух фараонов так называемой солнечной (V) династии. Ей принадлежала гробница в Гизе недалеко от великих пирамид, рядом с которой археологи раскопали «солнечную» ладью — непременный элемент царских погребений и необходимое, с точки зрения египтян, транспортное средство для посмертного путешествия фараонов к богам.
Один из главных аргументов в пользу её необычного статуса — изображения, вырезанные на двух гранитных косяках входа в гробницу. Хенткаус на них предстаёт на троне в головном уборе великих цариц, увенчанным царским уреем (коброй). С царским жезлом в руке и при церемониальной искусственной царской бородке. Иначе говоря, с базовыми атрибутами египетской царской иконографии.
Однако подписи к изображениям не позволяют однозначно толковать её титул: «царь Египта (и) мать царя Египта» или «мать двух царей Египта». Речь скорее идёт о втором, тем более что, как выяснилось (так, например, считает чешский исследователь Мирослав Вернер), царская «бородка» была позднее подрисована. В истории Хенткаус ещё много неясностей, но несомненно, что фараоном она не была.
Что же касается загадочной царицы с грецизированным именем Нитокрис, то в свете недавних исследований Туринского папируса, проведённых Кэй Райхолд, её, по всей видимости, вообще никогда не существовало, а сведения о ней — легенда.
Таким образом, первая женщина, которую можно назвать единовластной легитимной правительницей Египта, появляется лишь в Среднем царстве. Её правление было очень кратким, не более 4 лет (ок. 1777—1773 до н.э.). Она обладала полной царской пятичленной титулатурой, включая два «картушных» имени: личное — Себекнеферу и тронное — Себеккара.
Скорее всего, она была дочерью Аменемхета III, царя-долгожителя, правившего Египтом почти полстолетия (1831—1786 до н.э.). При её имени отсутствует титул «царёва дочь». Это вполне объяснимо. Земной отец при имени правящего царя не указывался по той понятной египтянам причине, что фараон по определению не мог иметь отца иного, чем бог Ра (который, согласно официальной доктрине, выступал в облике его биологического отца в момент зачатия). А её супругом предположительно был Аменемхет IV, о котором известно очень мало.
Именно во время её правления, считает Головина, появился феномен царствования и впервые возникла сложная идеологическая задача совмещения мифологической основы царской власти и её реального воплощения. «Исходная мифологическая модель, — пишет Вера Головина, — которая лежала в основе концепции царской власти в Египте, фигуру царя-женщины никак не предполагала. Фараон — это земная (человеческая) манифестация Хора-сокола — одного из древнейших божеств египетского пантеона. Это был воинственный владыка дневного неба с глазами — Солнцем и Луной, пёстрыми перьями на груди — звёздами и крыльями, взмах которых рождает ветер. <...> Фараон — это всегда воплощение воинственного мужского божества, Хора, сына Солнца (какова бы ни была реальная генеалогия), младшее (или молодое) Солнце при Солнце старшем (Ра). Появление на троне женщины нарушало этот порядок, освящённый мифологически».
Верховная власть нашла необычное решение: попыталась совместить две, казалось бы, противоположные и несовместимые тенденции — феминизировать царскую титулатуру и маскулинизировать визуальный образ её носительницы.
Подобно царям-мужчинам, Себекнеферу получила после коронации полную пятичленную титулатуру. Однако в написании её имён-титулов отсутствует стандартизация (в структуре, орфографии), постоянно смешиваются грамматические формы (мужского и женского рода), происходит их смещение в сторону феминизации.
Один из самых наглядных примеров — надпись на одной из её статуй: «Нефрусебек, любимая [=форма ж. р.] городом Шедит, царь [= м. р.] Нижнего и Верхнего Египта, Нефрусебек Шедитcкая, да живёт она [=ж. р.] вечно; обе владычицы, дочь [=ж. р.] Ра; владычица [=ж. р.] Обеих земель [=Египта]; Хор [м. р.] — владыка [=м. р.] Дедет-аху, Хр..т [=изобретённая (!) женская форма мужского имени Хор], любимая [=ж. р.] богом Ра».
Эти нерегулярности можно объяснить необычностью задачи, с которой столкнулись египтяне при изображении и описании женщины-фараона, а также их неуверенностью, в каком именно облике царица-фараон должна представать в общественном сознании. Проще говоря, они были в полном недоумении.
Ещё один признак того, что египтяне-ваятели столкнулись с затруднениями, — это явные попытки коррекции зримого облика фараона-женщины. Об этом свидетельствует фрагмент поразительной статуи Себекнеферу из розовато-жёлтого кварца, хранящийся в Лувре. Фигура лишена головы и нижней части туловища, но по фрагменту торса ясно, что одеяние Себекнеферу совмещало элементы мужского и женского костюма. Поверх типичного женского одеяния — сарафана — на царице надета мужская юбка-килт фараоновского типа, завязанная впереди узлом. По верху юбки обозначен мужской пояс, расположенный, однако, очень высоко, что обычно для женского костюма. Головина по этому поводу пишет: «Возможно, в луврской статуе мы встречаемся с самой ранней из известных нам попыток методами визуального искусства решить особую идеологическую сверхзадачу: совместить женский облик исторической носительницы верховной власти и вневременной, мужской по своему мифологическому определению образ царя»
Себекнеферу, считают египтологи, несомненно, стала образцом для подражания для другой женщины-фараона, великой Хатшепсут, которая правила Египтом на 300 лет позже и в решении гендерной проблемы пошла гораздо дальше. Хорошо известны её скульптурные изображения, в том числе в виде «бородатого» сфинкса.
Древнеегипетские источники не дают никакого ответа на вопрос, насколько велика была власть женщины-фараона в Древнем Египте. Что она получала, облачаясь в одеяния фараона? Несметное богатство? Беспредельное могущество? Обожествление? Свободу? Или главная ценность и потому притягательность фараоновской власти — гигантская царская усыпальница, гарантирующая вечную жизнь среди богов?
Женщины современной западной цивилизации обладают правом самостоятельного выбора: сколько иметь детей и иметь ли вообще, работать или не работать вовсе, доверять свои избирательные права или самой идти во власть. Нужна ли была свобода выбора женщинам Древнего Египта? Ведь египтологи уверяют, что идея свободы как высшей ценности не была знакома Древнему Востоку. Впрочем, исчезнувшие миры стоит судить только по законам, ими самими над собою признанными и к тому же не всегда нам понятными.
@темы: история, археология, информация, entertainment, картинка, загадки мистических тайн, Египет, размышления, живопись, история и культура Древнего мира, портрет, Восток, скульптура, статья, искусство
Все же они были необыкновенными красавицами. Причем, во всех изображениях присутствуют явно общие черты, правда?
Ага, большинство написаны с Хатшепсут, как я поняла. Я специально не брала Нефертити и Клеопатру, про которых все знают. А на первых - дочери Эхнатона.
А ты мумию Хатшепсут видала (я имею ввиду в натуре)? У неё действительно светлые волосы?! Меня потрясла картинка, но я не хотела тут мумию постить, она страшноватая. Но я её щас во всех ракурсах рассматривала. Жесть!
Я бы первым делом мумии смотреть пошла.
Я только картинки видела, к сожалению. Сейчас пока рассматривала мумии наткнулась на очень интересную статью по Египту. Она огромная. Очень хочется её запостить - там про мумии как раз. Теория спорная и у некоторых вызовет конвульсии, но рациональное зерно там есть.
Мумия сидонского царя произвела на меня совершенно нормальное впечатление.
Почему?! Ради всего святого, неужели же вы, попав в каирский музей, и правда в первую очередь отправились бы любоваться мумиями?! 0_0
Я только картинки видела, к сожалению
Картинки, к стати, совершенно не передают эффект. С точки зрения эстетики там полдела в ландшафте. А еще там вкусно.
А я их много видела. В общем - ничего особенного. Нет ощущения, что это люди. Может быть в гробнице было бы жутко. А в музее... не та обстановка. Самое неприятное впечатление у меня осталось от подземелий Киево-Печерской Лавры. Мало того, что жутко под землёй в полутёмных коридорах, так ещё мощи лежали кое-где открытые прямо в нишах в стене... вот там было жутко.
Точно, надо ту статью запостить, раз уж меня в Египет сегодня тянет. Я даже знаю, у кого от неё будет истерика!
Безусловно. Попав в Каирский музей я прежде всего пошла бы засвидетельствовать своё почтение Рамзесу Великому. Я бы и к могиле его сходила, если бы он лежал в могиле. Но он в музее, увы. Мне, кстати, не очень нравится, что мумии выставлены вот так на всеобщее обозрение. Но что поделаешь - какие есть.
С точки зрения эстетики там полдела в ландшафте. А еще там вкусно.
Ха-ха, ещё бы! Но за неимением ландшафта приходится довольствоваться картинками.
Ха! И, конечно, даже взглядом не зацепились бы за оч-чень необычную статую Птолемея... Она там сразу у входа, по правую руку...
Мне, кстати, не очень нравится, что мумии выставлены вот так на всеобщее обозрение
Вот тут ППКС. Почтение и мумия в музее, выставленная на всеобщее обозрение, как-то не очень сочетаются.
А почтение Рамзесу Великому, к стати, уместнее всего выражать в его погребальном храме в Луксоре. Для того и строили
тут...
Ну вот и славно. Вы будете в храме выражать, а я с мумией пообщаюсь. Но исключительно, чтобы сделать вам приятное (только за тем в Египет и поеду) я сначала за Птолемея у входа зацеплюсь. Уговорили.
Спасибо, сейчас посмотрю.
Ааа... там дневничок закрытый. Какая неприятность!
Ух, ну у меня просто от сердца отлегло. А то я б ночами не спала - мучалась - заметите вы Птолемея или нет.
а я с мумией пообщаюсь.
Что ж, конструктивного вам диалога
Спите спокойно. Птолемей в надёжных руках.
Мумия - неподходящий объект для созерцания. Даже почтительного. Ну вот никак вообще. Слава богам, что хоть в зал царских мумий сейчас свободного доступа нет. Хоть от случайных зевак их оградили.
Да, я тоже не поняла, чего это вас мумии так заводят...
Хотите об этом поговорить?
Да в общем-то не против...
Да, я тоже не поняла, чего это вас мумии так заводят...
Не-е, это вас заводят... бежать, смотреть...
М-м... а по сабжу?
UPD. забыла смайлик поставить.
Но вы таки это скрываете.И что я должна была подумать?!
Не дело это - почитать Рамзеса II в непредназначенном для этого месте. Он не оценит
А... ну это меняет дело. А то мне показалось, что вы как-то больше о Рамзесе...
Не дело это - почитать Рамзеса II в непредназначенном для этого месте.
Почитать Рамзеса можно в любом месте. А, кстати, мощам поклоняются непосредственно, между прочим. Исторически сложилось.
Ну это как бы их проблемы...в смысле, не мощей
Но таки мощи предназначены для почитания, а тело Рамзеса - нет. К стати, успокойте меня и скажите, что поклоняться ни мощам, ни Рамзесу вы не будете. Ни в каком месте.
Почитать Рамзеса можно в любом месте.
Дык, а я про что? И зачем тогда созерцать мумию?
А так- да, за Рамзеса я тоже переживаю. Он отгрохал себе такой отличный посмертный храм, он вообще построил больше храмов, чем любой из фараонов... Чего стоит одна коллонада в Карнаке, не говоря уже об Абу Симбеле...
И после всего этого - счесть жестом почтения созерцание его тела (которое, к стати, никто кроме жрецов вообще видеть не должен)... Он бы расстроился, ей-богу.
успокойте меня и скажите, что поклоняться ни мощам, ни Рамзесу вы не будете. Ни в каком месте.
Вот это я вам точно могу обещать. Не имею такой наклонности. С чего вы вообще взяли, что я ему собираюсь поклоняться? Просто здоровое любопытство. Но как личность я его уважаю, да. Поэтому поздороваться всё-таки не откажусь.
А если серьёзно, я прекрасно знаю, что мне нужно в таких местах. На оккультные темы я распространяться не буду (тут не место), но, уверяю вас, я знаю, что делаю. Хотя, покойников боюсь, кстати.
В яблочко
С чего вы вообще взяли, что я ему собираюсь поклоняться?
Меня напугало употребленное вами слово "поклоняются".
поздороваться всё-таки не откажусь
Вы и поздороваетесь, и пообщаетесь в погребальном храме. А мумия - это то, что стоит оставить ему самому.
Поверите в кой-то веке на слово?
уверяю вас, я знаю, что делаю.
Верю. Я в общем-то тоже не совсем воздух сотрясаю.
Ну что вы, я же не о себе говорила.
Поверите в кой-то веке на слово?
Нет.
мумия - это то, что стоит оставить ему самому.
Я тоже так считаю, я уже говорила. И я против выставления в музеях мумий напоказ. Но раз уж они там есть, надо взглянуть - фото не даёт такого представления о их внешности, лучше увидеть в натуре.
читать дальше