И вдогонку празднику. Очень интересная статья про женщин и настоящих индейцев.
Дочери Великих равнин.За несколько дней до Международного женского дня стало известно о том, что вождем индейского племени мохеган (несмотря на созвучие, их не надо путать с могиканами) впервые почти за три века стала женщина - 56-летняя Линн Малерба. Отныне ей предстоит пожизненно носить имя Мутави Мутахаш ("Много сердец") и защищать интересы одного из самых богатых племен Северной Америки - мохеганам принадлежит крупнейшее казино и развлекательный комплекс Мохеган Сан.
читать дальше
Мутави Мутахаш уже объявила, что очень гордится своим новым статусом и приложит все усилия для того, чтобы не подвести родное племя. Кстати, в ее роду уже были вожди: Линн Малерба приходится праправнучкой легендарному Матахге (он же Беррил Филдинг), возглавлявшему мохеган с 1937 по 1952 год. Но если для племени мохеган избрание вождем женщины является чем-то из ряда вон выходящим, то для коренных народов Северной Америки в целом в этом нет ничего особенного: история знает десятки примеров, когда вождями племен становились женщины. В разное время индианки возглавляли семинолов, чероки, памунки, индейцев майами, прескотских явапаи и многие другие племена.
Между прочим, первой женщиной, ставшей верховным вождем чероки, была вовсе не индианка. В жилах Уилмы Перл Мэнкиллер, возглавлявшей союз племен с 1985 по 1995 год, течет голландская и ирландская кровь. Тем не менее, на счету Мэнкиллер много достижений: от обеспечения чероки питьевой водой до эмансипации индианок племени. Она стала иконой феминисток и получила Президентскую медаль Свободы - высшую награду, вручаемую гражданским лицам в США.
Кстати, индейских женщин уже давно не рекомендуется называть знакомым с детства по приключенческим романам словом "скво". Это слово приобрело оскорбительный оттенок и используется для обозначения женских гениталий. Во многих племенах его даже называют "S-word", по аналогии с "F-word" и самым непристойным в английском языке "C-word". В связи с этим активисты движений за права женщин добиваются повсеместного переименования географических объектов, названия которых содержат этот самый корень "скво". Определенных успехов они уже достигли. Например, гора, носившая незамысловатое название Скво-Пик, была переименована в Пиестева-Пик в честь индианки, служившей в американской армии и погибшей при исполнении воинского долга и Ираке.
Эту женщину звали Лори Пиестева, и она происходила из немногочисленного (меньше семи тысяч человек) народа хопи, самоназвание которого переводится как "мирные люди". Она стала не только первой индианкой, погибшей во время операции американских войск, но и первой американской военнослужащей женского пола, не вернувшейся из Ирака. Девушка происходила из семьи потомственных военных: отец Лори воевал во Вьетнаме, да и дед служил в армии. Лори Пиестева побывала в иракском плену и умерла в госпитале после освобождения. Ее имя подняли на знамена противники войны в Ираке. После смерти Лори на совместную молитву собрались тысячи индейцев из соперничавших много лет племен хопи и навахо.
Кстати, индейцы дали Америке не только женщин-солдат и женщин - общественных деятелей. Первой американкой, удостоившейся чести танцевать на сцене парижской Оперы, была балерина по имени Марджори Толчиф, дочь вождя племени осейджи. А ее сестра Мария Толчиф танцевала в труппах New York City Ballet и Русского балета Монте-Карло, была партнершей Рудольфа Нуриева и музой хореографа Джорджа Баланчина. К плеяде балерин-индианок из Оклахомы относят также Моселин Ларкин (ее отец был потомком индейцев шауни и пеория, а мать - русской танцовщицей), Розеллу Хайтауэр (она происходила из племени чокто) и Ивонн Шуто, по сей день остающуюся членом племени шауни.
Таланты дочерей коренных североамериканских народов распространяются и на спорт. Фигуристка Наоми Ланг, выигрывавшая национальные чемпионаты в паре с Петром Чернышевым, происходит из племени карук. В свое время она стала первой индианкой, участвовавшей в зимних Олимпийских играх. У нее даже есть индейское имя - Махита Хан, что значит "Утренняя звезда".
К сожалению, за пределами Северной Америки большинство людей может вспомнить лишь одну индианку - принцессу Покахонтас, дочь вождя племени повхатанов, которая спасла английского капитана от соплеменников, уехала с ним в Лондон и умерла от оспы в возрасте 22 лет. Да и эту историю европейцы знают в основном по диснеевскому мультфильму "Покахонтас". Мало кто помнит о том, что все это произошло в начале 17 века.
А с тех пор мир увидел множество индианок-писательниц (в том числе и авторов прекрасных детских книг, таких, как Вирджиния Хоук Снив, заставившая тысячи детей снова играть "в индейцев"), журналисток (например, Сару Вауэлл, публиковавшуюся в десятках американских изданий - от Esquire до The New York Times) и певиц (от дважды выдвигавшейся на "Грэмми" красавицы Джаны Машони до участницы реалити-шоу "American Idol" Чарли Лаури). И пускай все они ничего не знают о Международном женском дне, который в США не отмечается, все равно - мы поздравляем их с праздником!
Взято отсюда:
lenta.ru/articles/2010/03/08/
@темы:
информация,
интересно,
портрет,
статья,
индейцы,
жизнь
я вот только пару лет назад узнала от куда появилось 8марта...и была шокирована
Ты имеешь ввиду официальную версию или мифологическую?
а мифологическую я не слышала...а подробней...
Я имела ввиду всякие дурацкие россказни про языческие и сатанинские обряды, которые недобросовестные исследователи пытаются притянуть к этой дате (на самом деле, начало марта - фактическое начало весны, начало года по большинству древних календарей, отсюда соответствующие праздники и ритуалы во многих древних культурах, восходящие ещё к Вавилону). В Риме праздновался, как праздник матрон - семейных женщин. Но это уже не миф - это реально так и было. Связан с культом Юноны и Весты.
А почему тебя шокировала официальная версия? Там, вроде, всё вполне прозаично - задумывался на каком-то Интернационале как День борьбы женщин за избирательное право, дата восходит к знаменитому маршу работниц текстильной промышленности в Америке в 19 веке. Ничего интересного, короче.
вот в вики написано...читать дальше
а я читала...
Так я про это и говорю - про американских работниц 19 века. Это как бы официальная версия и есть. А про пожар не знала - это там же, в Нью-Йорке произошло или ещё где-то? Возможно, это и послужило причиной забастовки? Я специально не интересовалась. А позднее, уже в 20 веке руководители Интернационала уже просто использовали эту дату.
и фотка здоровская...умилила...да я посмотрела через тех.переводчик можно читать, хотя местами не очень...
Клара Цеткин? Да... а журнальчик с портретом Владимира Ильича в руках... Интересно, сколько ей тут лет?
Фффуууу... Прочитала всю статью. Ну они там наворотили! Мне кажется, дело было так.
Первыми выступили ещё работницы текстильной промышленности в Нью-Йорке, в 1857 году. Так называемый "марш кастрюль". Это как бы само собой. А потом у многих активистов вошло в традицию отмечать этот день забастовками и прочими интересными мероприятиями. И на некоторых таких мероприятиях происходили стычки с полицией и несчастные случаи. Они там долго рядились - где всё-таки был пожар, в Нью-Йорке в 1909 или в Чикаго в 1911 году? К чему пришли, так и не понятно. Но мне кажется, что он мог иметь место и там, и там. Автор статьи там потом сам перечисляет ряд аналогичных случаев, в том числе во Франции и в Италии, когда от пожара пострадали заблокированные в здании фабрики забастовщики. Такой поджог, похоже, был общей практикой, чтобы их оттуда выкуривать. И толчком к непосредственному решению Клары Цеткин и товарищей о выборе именно этой даты вполне мог послужить несчастный случай в Нью-Йорке в 1909 году, как раз накануне заседания их Интернационала. Я не вижу тут противоречий. Одно другому не мешает. Изначально дата пошла от "марша кастрюль", а утвердили её, как Международный День борьбы за права женщин, конкретно благодаря несчастному случаю во время забастовки в 1909 году.
да наверно так и было...
А мы будем праздновать день римских матрон!
а вот день римских матрон! это да!!!