Just one grasping that brass ring forever out of the reach of the common man.
Сижу, пересматриваю в который раз "Apocalypto" Гибсона. Фантастически красивая природа, индейцы, говорящие на своём языке... Музыка хорошая, хотя Джеймс Хорнер ("Титаник", "Троя", "Легенды осени") слишком узнаваем. Бесит претенциозность и ляпы. При огромном таланте - бесконечно мещанский, убогий взгляд на вещи. Но я не об этом. Мне вот что подумалось. А чем, собственно, европейцы на заре цивилизации отличались от героев фильма?
Вообще, только ленивый исследователь не пнул майя и ацтеков за жестокость и кровожадность. Ну как же: картинки у них страшные по всем стенам намалёваны, испанские монахи, опять же, ужасы про человеческие жертвоприношения рассказывают... Плохая была цивилизация. Сравняли её с землёй богобоязненные европейские конкистадоры с инквизиторами - туда ей и дорога!
Эта мысль красной нитью проходит в большинстве фильмов о великих цивилизациях Нового Света. (Кстати, в фильме уместнее были бы ацтеки, а не майя.)
Но что мы о них знаем? Легко, сначала сжечь все книги народа, а потом тыкать в страшные картинки и кричать об аморальности его культуры. А мы хоть понимаем, что на них нарисовано?
Да, на стенах некоторых храмов изображены страшные сцены пыток и ритуальных убийств... А теперь разуем глаза и трезво посмотрим на все эти бесконечные сцены страшного суда и расправы над грешниками, украшающие стены и потолки католических соборов Европы. Представим, как отреагировал бы на эти картинки какой-нибудь пришелец, никогда не слыхавший о христианстве!
А наши любимые герои Гомера, воины и цари древних мифов скорее походили на гибсоновских майя, чем на идеальных классических греков из романтического мира мечтателей XVIII и XIX века.


@музыка: J.Horner OST "Apocalypto"

@настроение: философское

@темы: кино, история, любимое, entertainment, картинка, загадки мистических тайн, наболело, Латинская Америка, размышления, статья, искусство, индейцы

Комментарии
15.04.2008 в 23:20

Дети Ночи
Ни за что не стал бы смотреть это второй раз. Меня в кино чуть не стошнило. Весь фильм одна кровища льёт ручьями. По-моему Мел Гибсон совсем уже с катушек сошёл. Природа там,правда красивая. А если это не правда, тогда тем более у тех кто ставил этот фильм совести нет.
15.04.2008 в 23:47

Just one grasping that brass ring forever out of the reach of the common man.
Inadeon
Ну... Фильм не для слабонервных, конечно. Но столько красивых эпизодов.
А смотря что считать правдой. Преподнести всё можно по-разному. Нельзя всё мазать только чёрной краской.
16.04.2008 в 14:58

"Летчик жив - полет удался" (с)
AlanWest Мэл Гибсон - американец, хоть и с австралийским прошлым, какого еще от американца можно ожидать восприятия культуры порабощенного и уничтоженного народа?. :-( Естественно, все было жЮтко, плохо и кроваво. С приходом иноземцев стало, несомненно, намного лучше.
16.04.2008 в 15:17

Just one grasping that brass ring forever out of the reach of the common man.
Hephaestion
Полностью согласна. Всё даже сложнее. Он - фанатичный католик. И смотрит только со своей колокольни. Испанские головорезы принесли несчастным индейцам свободу от их ужасных богов и культуры и понятия о добре, которых его звероподобные майя начисто лишены.
16.04.2008 в 15:25

"Летчик жив - полет удался" (с)
AlanWest Испанские головорезы принесли несчастным индейцам свободу он их ужасных богов и культуры и понятия о добре, которых его звероподобные майя начисто лишены.
Уууу.... Ну да. Если задуматься - все - всего лишь вопрос власти и передела сфер влияния, это точно.
16.04.2008 в 15:57

Just one grasping that brass ring forever out of the reach of the common man.
Hephaestion
Конечно. И ещё, пожалуй, чувства вины. Европейцам (может даже чисто на подсознательном уровне) очень важно оправдать собственные зверства и варварское уничтожение великой чужой культуры. А что может быть проще и безотказнее объявления этой культуры "средоточием зла". Меня документальные фильмы в этом плане бесят. Что уж с Гибсона спрашивать.
16.04.2008 в 16:04

"Летчик жив - полет удался" (с)
AlanWest Ты думаешь, важно?... Хотя, наверное, да. "Очень белые и очень пушистые, улыбаемся и машем." На самом деле на каком то этапе любая новая власть хочет показать себя хорошей, лучшей, чем то, что было прежде. Ей это нужно банально даже для того, чтобы удержаться, оправдатьсвое существование. То же самое можно рассмотреть в плане христианской борьбы с язычеством, и даже не надо за море со своей территории ходить...
Документальные фильмы хорошо смотреть безэмоционально, в плане информации, если она есть. :)
16.04.2008 в 16:21

Just one grasping that brass ring forever out of the reach of the common man.
Hephaestion
Про наше, про европейское тоже хотела добавить, но решила, что это тема для отдельного разговора. Действительно, посмотри, ведь никак успокоиться не могут, продолжая поливать другие культуры грязью. Особенно бедных "язычников". Просто горы вранья. И многие ведь искренне верят, что хорошо и нравственно поступают, оболгав собственных предков и их культуру.
Не могу я спокойно смотреть на враньё, выдаваемое за научные факты!
16.04.2008 в 16:35

Слава вкусной колбасе!
AlanWest
Я не смотрела этот фильм, и, честно говоря, особого желания посмотреть нет. Я собственно вот о чем: абсолютно любую культуру, любую цивилизацию, вообще, любую вещь можно представить как с очень хорошей, так и с очень дурной стороны. Это и есть софистика. Все это будет очень ловко получаться, пока мы не признаем абсолютную ценность человеческой жизни. А вот когда это основополагающее понятие встает на свое мето, но и все остальное очень легко расставляется по местам. Ни конкистадоры, ни индейцы не были ангелами. Они были людьми. А человеческая жизнь -бесценна.
Я практически ничего не знаю о культуре индейцев. Ну, то есть, совсем ничего. Однажды смотрела какую-то передачу, и меня поразил один момент : ацтеки, а может и майя ( я совсем дуб в этом вопросе) заставляли своих царей ( и цариц!) регулярно проходить болезненную процедуру жертвоприношения, как бы подтверждая свою готовность жертвовать собою за свой народ. Меня поразоло сходство с обычаем греков в ранний, мифологический период истории приносить в жертву царей. Оказывается, это универсальная идея.
16.04.2008 в 16:48

Just one grasping that brass ring forever out of the reach of the common man.
Лика= Меня поразоло сходство с обычаем греков в ранний, мифологический период истории
Конечно. Таких аналогий множество. А этот документальный фильм я помню. В том числе и в нём полно вранья. Точнее, даже не вранья, а хитрых манипуляций с тем, что малоизвестно, известно не полностью или может трактоваться по-разному. В таких фильмах прямо никто не утверждает, что колонизаторы хорошие, а просто очень недвусмысленно намекают, какие майя(ты говоришь про майя) были "плохие". Это чистое передёргивание не достойно научно-популярного фильма.
Я не смотрела этот фильм, и, честно говоря, особого желания посмотреть нет.
ОЙ как зря!!! Посмотри обязательно. Он бесподобно снят. Гибсон - талант, потому и обидно это узколобое морализаторство. Вчера случайно села пересмотреть эпизод и не смогла оторваться - досмотрела до конца. И не в первый раз. Сильнее впечатление произвёл, наверное, только "Агирре" Херцога с Клаусом Кински... Но там - инки.

P.S. Только ребёнку этот фильм, конечно, показывать не надо.
16.04.2008 в 16:48

"Летчик жив - полет удался" (с)
AlanWest И многие ведь искренне верят, что хорошо и нравственно поступают, оболгав собственных предков и их культуру.
:nope: Таковы люди. Им хочется верить, что они лучше.

Лика=А человеческая жизнь -бесценна.
Согласен.
Мы, правда, не говорим сейчас о том, что ацтеки и майя, равно как язычники и прочие лучше, чем сменившие\поработившие их конкистадоры, европейцы, христиане. Мы ведь и говорим о том, что во всех культурах есть хорошие и плохие стороны, и поэтому не слишком прилично, скажем так, выставлять других кровавыми негодяями, и решать их право на существование, не смотря на то, что у самих рыльце в пушку. Но это вопрос власти. :nope:

Меня поразоло сходство с обычаем греков в ранний, мифологический период истории приносить в жертву царей. Оказывается, это универсальная идея.
Ну, у греков эта идея была связана не с подтверждением готовности царя жертвовать собой ради народа, а с циклическим весенним возрождением, жертвоприношением во имя плодородия. Хотя, в общем то, не будет урожая - не будет и народа...
16.04.2008 в 16:53

Just one grasping that brass ring forever out of the reach of the common man.
Hephaestion Но это вопрос власти.
Ага. И ещё совести.
Кстати, индейцы за этот фильм тоже страшно обиделись. Возникает вопрос:"А они не видели в чём снимались?" Хотя, окончательный монтаж может перевернуть всё с ног на голову...
16.04.2008 в 16:58

"Летчик жив - полет удался" (с)
AlanWest Ну... совесть в сочетании с властью это вопросы такие... не знаю, как с помощью смайла покрутить руками над головой, изображая нечто эфемерное
К сожалению.
Да, наверное дело в конечном монтаже, озвучке, хотя... сценарий то, наверное, все видели?... :-( Интересно знать конктретно, по пунктам, какие были от индейцев претензии.
16.04.2008 в 17:01

Слава вкусной колбасе!
Hephaestion
Во-первых, правильно, не будет урожая, не будет народа. А потом отголоски этого обычая дожили до вполне исторических времен: во время Персидского нашествия Пифия однозначно сказала спартанцам: либо город, либо царь.
Меня всегда очень впечатляют такие случаи, когда за многообразием частностей угадывается что-то цельное, какая-то первопричина.
AlanWest
Может, и посмотрю фильм, раз ты советуешь. Почему-то не лежит у меня душа к индейцам. Сама не знаю, почему. Просто - не мое.
16.04.2008 в 17:04

"Летчик жив - полет удался" (с)
Лика= Меня всегда очень впечатляют такие случаи, когда за многообразием частностей угадывается что-то цельное, какая-то первопричина.
Мне все-таки более рациональной видится первопричина как жертвоприношение во имя плодородия, если учесть, что самые древние культы всех народов связаны именно с ним. Наверное, и испытание царей майя имеет такую же подоплеку.
16.04.2008 в 17:04

Just one grasping that brass ring forever out of the reach of the common man.
Hephaestion
Я бы тоже взглянула. На досуге надо будет в сети пошарить. Я-то об этом узнала из новостей. Причём - из политических, когда фильм вышел. Что-то там насчёт расизма, шовинизма... в чём обычно Гибсона обвиняют. :) Впрочем, я верю, что дяденька-то хотел как лучше. Так что, это действительно - вопрос его культурного уровня.
16.04.2008 в 17:06

"Летчик жив - полет удался" (с)
AlanWest Если найдешь, выложи, м?
Так что, это действительно - вопрос его культурного уровня.
:nope:
16.04.2008 в 17:19

Just one grasping that brass ring forever out of the reach of the common man.
Hephaestion OK, выложу.
Наверное, и испытание царей майя имеет такую же подоплеку.
Лика= либо город, либо царь.
Ну, до смертоубийства царей у майя дело не дошло. Они им просто кровь регулярно пускали (не будем уточнять, как именно). А насчёт плодородия - согласна. Это, как правило, в основе всего.
Лика= Почему-то не лежит у меня душа к индейцам. Сама не знаю, почему. Просто - не мое.
Я тебя понимаю. У меня так с китайцами. И философию, вроде, ценю, и искусство интересное... А вот - не моё и всё. А японцев люблю, хоть не всегда понимаю.
А фильм посмотри. Я тебя очень прошу. В этой области сейчас так мало действительно значительных событий!
16.04.2008 в 18:55

Just one grasping that brass ring forever out of the reach of the common man.
Да, ещё, почему скорее ацтеки.
- Потому, что великие города майя, которые в фильме, как я понимаю, пытаются изобразить, процветали за несколько веков до вторжения европейцев, и это явный анахронизм. И, кстати, даже то, что от них сейчас осталось, даже эти руины несоизмеримо величественнее голливудских декораций и компьютерной графики. Так что город майя в фильме меня немного разочаровал.
Но всё равно - очень красиво.
16.04.2008 в 19:09

Облом подкрался незаметно
AlanWest
Почему, майя ведь были и при испанцах. Мне фильм очень нравится. Ты хочешь сказать, что они людей в жертву не приносили? Все примитивные народы приносили.
16.04.2008 в 19:15

Just one grasping that brass ring forever out of the reach of the common man.
Phoenix2008
Речь шла не о самих фактах жертвоприношений, а о том, как они преподносятся.
Майя, конечно, были. Они и сейчас есть. Я говорю о городах, которые там пытаются изобразить. И Паленке, и Ушмаль, и Чичен-Ица к моменту появления испанцев давно стояли заброшенные. А город в фильме напоминает скорее Теночтитлан.
17.04.2008 в 20:45

Just one grasping that brass ring forever out of the reach of the common man.
Как обещала, кое что о реакции индейцев на фильм:

mesoamerica.narod.ru/News/news070128.html
18.04.2008 в 08:17

"Летчик жив - полет удался" (с)
AlanWest Ну ясно. Как и ожидалось, основное недовольство тем, что конкистадоры показаны, как спасители. Ну конечно, одна влась сменяет другую, значит, она спасительна и намного лучше. Нормальная логика.
По поводу фактических неточностей пирсинга и костюмов... ну, это, все-таки, художественный фильм. Видимо, не ту цель Гибсон преследовал.
19.04.2008 в 01:53

Облом подкрался незаметно
AlanWest
Посмотрел ссылку. Я это читал, когда фильм только вышел. Там много другого ещё говорили. По-моему, индейские вожди просто хотели привлечь к себе внимание. Не понимаю, на что там обижаться. Индейцы правда очень жестокая раса.
19.04.2008 в 02:10

Скажите, а есть нации не жестокие? Нельзя нации делить на плохие и хорошие.
19.04.2008 в 02:18

Just one grasping that brass ring forever out of the reach of the common man.
Phoenix2008 Индейцы правда очень жестокая раса.
Насчёт жестокости - согласна. И религия довольно специфическая. Но это не основание для дескриминации, ты не находишь?
19.04.2008 в 07:24

Дети Ночи
AlanWest
А я считаю, что такой натурализм как в фильмах Гибсона на пользу не идёт. Смотреть такие вещи неприятно.
19.04.2008 в 07:37

Just one grasping that brass ring forever out of the reach of the common man.
Inadeon
Дело вкуса, конечно.
19.04.2008 в 14:46

Дети Ночи
19.04.2008 в 15:27

Just one grasping that brass ring forever out of the reach of the common man.
Inadeon :dance2:
Извини ещё раз, ладно? :kiss: