Читала сейчас интересную статью. Написана, кажется, ещё в марте прошлого года. Но вот попалась только сейчас. В общем, ничего нового, хотя я за этим явлением вижу немного более глубокие причины, выходящие далеко за границы простой психологии. Впрочем, с тем, что говорит автор, трудно не согласиться.
Вот пара отрывочков:
… Споры о праве слэш/яоя на существование продолжают вестись в сети. И мне кажется, что одной из причин этого является нежелание хороших авторов, пишущих в этом жанре, замыкаться в рамки "эротической литературы", знать, если можно так выразиться, свое место. Появилось достаточное количество произведений, которые формально относятся к с/я, однако поднимают серьезные психологические и даже философские проблемы, не имеющие прямого отношения ни к проблемам гей-движения, ни к эротическим переживаниям.
читать дальше
...В последнее время мне часто кажется, что в литературе и в искусстве в целом имеет место системный кризис. Причин несколько. Во-первых, бедный нынешний средний человек очень перегружен информацией, причем по большей части весьма негативного свойства. Когда он пришел с работы, ему уж не великие идеи нужны, а что-нибудь, как говорят «легкое и сладкое» – кому что – кому женские романы в пестрых обложках, что в ларьках с прессой, кому Маринина и Донцова, а кому и слэшки. Кстати, не стоит забывать, что развлекательная литература не вчера родилась – как известно, Татьяне Лариной «рано нравились романы, они ей заменяли все», а романы-то те были все как один про любовь и разница с нынешними – только в стиле и особенностях описания. Да еще эротические сцены тогда не использвали. Так что, несомненно, такая литература, хотя вроде бы и не совсем литература, функцию снятия нагрузки с уставших мозгов успешно выполняет. А уж если самому есть возможность что-то написать, то еще лучше. Во-вторых, жуткий 20-й век и не менее маловеселое начало 21-го изменили наше отношение к великой литературе прошлого – знаем, уважаем, но плакать над судьбой Анны Карениной или Акакия Акакиевича после... Слабо, знаете ли. А попереживать хочется, причем хорошо бы над чем-то не очень близким к жизни, чтобы не напрягало. Есть и еще одна причина, связанная с вопросом: а что можно в литературе, а чего нельзя? Кажется, сейчас можно все, хотя не все пользуется широким спросом. Это, конечно, в чем-то облегчает, а в чем-то затрудняет работу пишущего «про любовь». Если в прежние века для соблазна хватало взгляда, ножки из-под платья, то теперь при голых животах в метро уж и не знает бедный автор, как ему этот соблазн создать – а надо – иначе не прокатит. Секс стал предметом рекламы, коммерции. Когда тебе весь вечер в телевизоре показывают голых баб с целью продать пиво, холодильник, стиральную машину, то обнаженное тело уж не вызывает желаний, а одну только досаду – опять футбол смотреть мешают!
А как хочется в рассказе не чего-нибудь, а именно невозможного и запретного. Легко было в 19-м веке – довольно для сюжета, что родители не дают дозволения на брак, а уж если супружеская измена – так совсем мечта автора! И в 20-м не так уж трудно – тирания и политические обстоятельства сокрушат любую любовь, опять же нет проблем, где взять запрет и его нарушение. А теперь где взять запрет? Что делать сочинителю? Гнать голую чернуху? Так это получится уголовная хроника из «МК», да и на любителя такие сюжетцы. Слэш какую-то иллюзию запретности дает, позволяет довольно легко построить психологический конфликт и его преодоление. Так что причина для существования жанра есть, и не только в психопатических фантазиях, и даже совсем не в них, хотя без этого литература никогда не обходилась. Любопытно еще, что во многих слэшных текстах,создаваемых в перввую очередь женщинами, воплощены извечные женские комплексы и мечты: желание отдать ответственность (за все, от этого и избыток жестокости во многих текстах такого рода); "возьму власть – а там явлю милосердие, да еще и поменяемся ролями в качестве бонуса и особого благоволения"; любовь, ломающая привычный ход вещей; и наконец – пусть он после не отворачивается!
Еще есть момент один – сейчас доказано, что в мозгу центры, отвечающие за секс и романтическую любовь, раздельны, хотя оба способны обеспечить синтез эндорфинов. По нынешним временам нечасто бывает, чтобы им удалось одновременно запахать на полную мощность, а слэш – слегка, конечно, зацепляет оба, так что скромная доза естественных «молекул удовольствия» любителю жанра обеспечена. Так что кому пиво, кому конфеты, а кому... Допинг своего рода, и ничего постыдного нет в его применении. СПИДа не будет, социальных последствий не несет. Потому-то и будут сочинять и читать подобные тексты, несмотря на отличные пародии, коих по сети немеряно. А ведь не убивают такие пародии жанр. Где-то он, великий Дон-Кихот, убивший все рыцарские романы! Может быть, еще где-то пишется? А пока литература ищет выходы из сложившегося кризиса, идут эксперименты – к чему-то они приведут? Ясно только, что ни абстрактная литература абсурда, ни формальное изобретательство, ни потоки сознания – не будут выходом. «Черный квадрат» и консервные банки годны ненадолго, а надолго нужны человеческие чувства, пусть и в нестандартной упаковке. Кто знает, может быть и цветочки слэша принесут еще не один вполне художественный плод?
...
О причинах популярности c/я: (суммируя сказанное выше)
- одной из пружин любовного романа, к которому склонны женщины, является запретность чувства, сейчас с обоснованием этой запретности большие сложности в системе М+Ж, тогда как в системе М+М (особенно в версиях "соблазнить непосвященного", "враги") мотив: cтрасть против запретов реализуется легко (несмотря на все парады и голубые луны
- постельные описания дают возможность набросить вуаль на собственные желания, дескать, это не я хочу, а некий аметистовоглазый и зеленоволосый, а открытое выражение желаний женщинами в текстах, как это не смешно, слишком часто вызывает у читателей возглас: на порносайт!
- "страшная месть" мужчинам за пиво, футбол, нежелание (естественное) ставить любовь на первое место;
- маскарад, переодевание, игра (сколько в прошлом было романов, где женщины переодевались в мужской костюм);
- мода (готы, эмо...);
- и наконец! Происки мирового империализма, который путем искусственного насаждения сетевых извращений заставляет девушек забыть их основное предназначение: киндер-кирхе-кюхе!!!!
...
Несколько примеров определений слэш/яоя, найденных в сети:
Как указано в "Википедии", яой - жанр манги и аниме, изображающий гомосексуальные отношения между мужчинами. Целевой аудиторией яоя являются девушки и женщины, как правило, гетеросексуальные.
Исходно слэш определяли как текст "по мотивам", где использовались чужие миры и герои, вид фанфикшена, "фанфикшен, описывающий или включающий романтические/эротические/порнографические отношения между персонажами одного пола, которые в произведении-источнике ни в чем подобном замечены не были и которых канон определяет как убежденных гетеросексуалов." (взято с сайта grafo.by.ru/dict.shtml)
"Яой (Yaoi) - ярлык, присваеваемый фанфикам и фанарту а иногда и целому сайту. Также считается серьезным предупреждением. Изначально яой (YAOI) - сокращение от yama-nashi (without climax), ochi-nashi (without a conclusion) and imi-nashi (without content) - "ни кульминации, ни заключения, ни содержания" в контексте аниме/манга. Другими словами, PWP, не имеющее иной цели кроме как уложить определенных двух персонажей в постель. Сейчас имеет почти то же значение, что слэш. Однако разница между ними та, что яою нет необходимости так отчаянно отстаивать свои права на существование, как слэшу. Таким образом слэш - это не яой (за исключением совершенно отвязных PWP) но яой, в котором есть сюжет, терминологически не отличается от слэша. Для удобства можно называть яоем то, что имеет отношение к манге/аниме, а слэшем - ко всему остальному." Взято с сайта theoriginal.ru/article/glossary
Постепенно границы между слэшем и яоем размылись, и теперь к я/c жанру относят тексты, где романтические/эротические/порнографические отношения между персонажами одного пола составляют существенный элемент сюжета, независимо от того, используются ли оригинальные авторские миры и герои или заимствованные...
Автор: Эстерис Ээ
Слэш яой как явление сетературы
Полностью со статьёй можно ознакомиться здесь:
Проза.ру
Слэш/яой как явление
Читала сейчас интересную статью. Написана, кажется, ещё в марте прошлого года. Но вот попалась только сейчас. В общем, ничего нового, хотя я за этим явлением вижу немного более глубокие причины, выходящие далеко за границы простой психологии. Впрочем, с тем, что говорит автор, трудно не согласиться.
Вот пара отрывочков:
… Споры о праве слэш/яоя на существование продолжают вестись в сети. И мне кажется, что одной из причин этого является нежелание хороших авторов, пишущих в этом жанре, замыкаться в рамки "эротической литературы", знать, если можно так выразиться, свое место. Появилось достаточное количество произведений, которые формально относятся к с/я, однако поднимают серьезные психологические и даже философские проблемы, не имеющие прямого отношения ни к проблемам гей-движения, ни к эротическим переживаниям.
читать дальше
Автор: Эстерис Ээ
Слэш яой как явление сетературы
Полностью со статьёй можно ознакомиться здесь:
Проза.ру
Вот пара отрывочков:
… Споры о праве слэш/яоя на существование продолжают вестись в сети. И мне кажется, что одной из причин этого является нежелание хороших авторов, пишущих в этом жанре, замыкаться в рамки "эротической литературы", знать, если можно так выразиться, свое место. Появилось достаточное количество произведений, которые формально относятся к с/я, однако поднимают серьезные психологические и даже философские проблемы, не имеющие прямого отношения ни к проблемам гей-движения, ни к эротическим переживаниям.
читать дальше
Автор: Эстерис Ээ
Слэш яой как явление сетературы
Полностью со статьёй можно ознакомиться здесь:
Проза.ру