Вопросы, возникшие в связи с проектом «Реконструкция» на сообществе «Alexander Art»
Есть такой процесс – восстанавление по статуе или рельефу внешности человека, послужившего моделью для этого произведения искусства.
В результате получаются портреты, с разной степенью достоверности передающие облик давно ушедших людей. Степень достоверности зависит от того, насколько реалистичен оригинал , а также, от того, какие цели преследует реконструктор, берясь за то или иное изображение. Результатом данного процесса обычно является картинка, похожая на фотографию или рисунок.
Но вот над чем мы никогда не задумывались: а насколько правильно мы называем такую картинку?
Обратимся к словарю.
читать дальше
РЕСТАВРАЦИЯ (от лат. restauratio – восстановление)
– это восстановление в первоначальном виде повреждённых или искажённых последующими переделками произведений искусства. Одна из составных частей процесса реставрации – консервация, которая может быть его отдельным этапом, способом или средством.
РЕКОНСТРУКЦИЯ ( от лат. re – снова, повторно и constructio – построение)
- в искусстве означает восстановление, воссоздание утраченного объекта по косвенным данным – уцелевшим фрагментам, описаниям, зарисовкам, фотографиям и пр.
Реконструкция может носить проектный, графический или модельный характер; в тех случаях, когда она выполняется в оригинальном материале в натуральную величину, - называется репликой или репликацией (не путать с копией).
Методы реконструкции и репликации отличаются от сходного по целям метода реставрации, при котором сохраняется подлинность основы или главных частей повреждённого памятника.
На основании вышеприведённых определений попробуем дать название, например, портрету молодого человека, получившемуся в результате работы над статуей Александра работы Лисиппа.
1. Это не может называться реставрацией, так как реставрация предполагает работу непосредственно с оригиналом и его преобразование. Оригинала у нас, ессно, нет.
2. Это нельзя назвать и «Реконструкцией статуи Александра», как я часто ошибочно это называю. Безусловно, реконструкция (а точнее – графическая моно- или полихромная реконструкция) обычно входит в процесс создания такой картинки, как промежуточный этап. Картинка так бы и называлась, остановись реконструктор на восстановлении облика самой статуи в том виде, какой она была сразу после изготовления. Но у нас ведь иная цель.
3. Тогда зададим вопрос: А что мы, собственно, реконструируем? Ведь не статую, а облик человека, за ней стоящего. И, к слову сказать, не только по произведениям искусства такие реконструкции производятся. По черепу или мумии, например, как все мы знаем, тоже реконструкции практикуются. Тогда и называться такая картинка должна: «Реконструкция внешности (облика и т. д.) того-то и того-то по статуе(или рельефу) такой-то». Например: «Реконструкция внешности Александра по статуе работы Лисиппа».
Вот так. Громоздко, но правильно.