Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
13:43 

Русский костюм

AlanWest
Just one grasping that brass ring forever out of the reach of the common man.
Очень понравилось. Какая замечательная подборка! Хотела утащить в цитатник, но там он может пропасть, если удалит у себя автор. А я хочу это сохранить. Эмелин, это по твоей части. ;)
Сейчас вдруг обнаружила, что у меня нет тега Россия... стыдно.

12.02.2014 в 12:04
Пишет Diary best:

Пишет Adelina3:

Из истории русского костюма. Кика рогатая.

Кика (кичка) — древнерусский женский головной убор с рогами, род повойника (сорока — без рогов, кокошник — с высоким передом).


Андрей Ремнёв. Рогатая кичка.


Рогатая кичка. Вторая половина 19 век. Спасский уезд. Тамбовская губ.

Кика представляла собой открытую корону, украшенную жемчугом, бисером и другими драгоценными камнями собой. Собственно, непосредственно кикой назывался не только весь убор, но и его нижняя часть, которая изготавливалась из проклеенного холста. Так как эта часть прикрывала волосы, то другим его наименованием было волосник. Передней части убора с помощью вставок из твёрдых материалов, например бересты, придавалась форма рогов, копытца или лопатки. Сзади надевался бисерный позатыльник, а сверху — нарядная сорока.


Ф.Г. Солнцев.

Раньше костюмы несли смысловую нагрузку - рисунки, узоры, переплетения цветов рассказывали о жизни людей. Костюмы - как тайнопись, как иероглифы, несли в себе зашифрованную информацию: что за человек, откуда и куда он идет, какому сословию принадлежит, чем занимается. Это поверхностный слой информации. Был ещё и глубинный: тайна рождения, тайна бытия. Эти знания передавались с языческих времён из поколения в поколение, выполняли роль оберегов от злых духов.



Прежде всего, рогатая кичка в виде луны показывала связь женщины с языческой Макошью, Великой Богиней Судьбы, которая, как верили древние славяне, воплощала в себе всю силу женской энергии. Женская сила под знаком Луны, мужская под знаком Солнца – так славяне понимали взаимодействие двух энергий – мужской и женской. Самым мощным свойством Макоши являлось, по мнению предков, то, что именно она определяла Судьбу человека. Это Богиня Судьбы, Небесная Пряха. Ей помогают Доля и Недоля. Ношение кички имело не утилитарный смысл, а ритуальный.



Рогатую кичку носили молодые замужние русские женщины, меняя её в старости на безрогую. У славянских замужних женщин долгое время (и поныне!) сохранялся способ повязывания платка, когда его угловые концы торчали на лбу в виде маленьких рожек. Они также как и рога молодой луны и символизировали производительный период в жизни женщины. Поэтому рогатая кичка – это ритуальное признание связи человека с Великой Богиней, неразрывное объединение человеческой энергетики и высших сил. Рогатый головной убор женщины охраняет её от злых духов, дурного глаза.



Головной убор изменялся в зависимости от возраста и семейного положения женщины. В день свадьбы после священнодействия, когда девушка «превращалась» в женщину, проходил обряд «расплетения косы». Подружки расплетали косу невесте. Они делили волосы пополам и заплетали две косы, укладывая их венчиком на затылке. Семантика обряда показывает, что девушка обрела свою половинку и соединилась с ней для дальнейшего продолжения рода. На неё надевали невысокий головной убор («кичка молодухи») с едва намеченным рогом. После рождения первого ребёнка молодуха, доказав свое плодородие, надевала рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор. Самые длинные рога были на кичке у старейшей женщины рода. Со временем эта традиция была утеряна и свадебные костюмы приобрели высокие «рога».



Впервые «чело кичное» упоминается в документе 1328 года. Кика была атрибутом наряда новобрачной и замужней женщины, так как она, в отличие от девичьего «венца» полностью скрывала волосы. В связи с этим кика стала именоваться «короной замужества». Кики носили преимущественно в Тульской, Рязанской, Калужской, Орловской и других южных губерниях. Возникнув в одной местности, бытуя в другой, тот или иной вид женского головного убора сохранял в названии имя своей родины: например, «кика новгородская» или «торопецкий каблучок».


А. Рябушкин. Семья купца в XVII веке. 1896

Кики делались мастерицами, как правило, подолгу; купленные в подарок от мужей — женам, они во всех домах хранились с особым тщанием. Мягкая тулья кики шилась точно по голове ее хозяйки; на тулью крепился жесткий верх разнообразных форм и объемов. В некоторых местах для кик использовали ту же бересту, в иных — проклеенный в несколько слоев холста и бумаги «картон». Все это «сооружение» крылось большим куском плотной материи, которая сшивалась сзади. Иногда ткань на кику накидывалась не гладко, а в виде фестончатой сборки. Впереди на лбу кика украшалась сложноплетеным кружевом, узорным галуном, перламутровыми плашками из речных ракушек, цветными гранеными стеклышками, бусинами. Если в украшении использовалась вышивка — то чаще всего это был растительный орнамент или стилизованные птицы. Любая кика дополнялась жемчужной бахромой или сеткой из жемчуга и перламутровых бус — «поднизью» или «очельем».



Поскольку кика носилась не один день и надевалась не только на свадьбу, но и на другие большие праздники (на Пасху, на Рождество), в ее декоре использовались такие детали, которые призваны было скрыть следы времени на женском лице. Такую роль выполняла и упомянутое выше жемчужное «очелье», которое низко, до бровей спускалось на лоб, и тонкие поблескивающие «ряски» или «рясны» — привески по бокам в виде бахромы или виноградных гроздьев из перламутровых бусин. Они успешно отвлекали взгляд от немолодых щек и скрывали морщины у мочек ушей.



Сзади швы кики прикрывались кусочком дорогого меха, как правило, собольего. В зимнем варианте кика вообще вся крылась меховыми шкурками, которые на редкость ладно сочетались с кованым серебряным кружевом (пластинками), нашивавшимся поверх шкурок, а также тонким серебристо-шелковым повоем, покрывавшим голову под кикой. Когда ткань повоя была достаточно тонкая, концы его могли быть завязаны большим бантом под подбородком.



Мастерицами по выделки кик бывали, как правило, несуетные монашки: работая в своих кельях, они вышивали не только церковную утварь, но и вещи на продажу — платки, повои и другие части женских головных уборов. Иные женские «шапки» могли стоить от 2 до 7 тысяч рублей — целое состояние для небогатой крестьянской семьи. «В таком наряде внучка с прабабушкой, очень сходные между собой, щеголяли по 200 лет, щеголяли и теперь, и сделать какую-либо перемену в костюме считают ужасным преступлением», — насмешливо подметил автор одного из путеводителей по Москве, изданного в конце прошлого века.



Автор знаменитого «Словаря» Владимир Иванович Даль записал о кике: «Это некрасивый, но богатый головной убор, выходящий из обычая...» Между тем, в деревне и в маленьких провинциальных городах не только в его время (в конце прошлого столетия), но и много позже любовь к девичьим венцам и женским кикам держалась, несмотря ни на какие капризы переменчивой столичной моды. Девичьи и женские головные уборы были функциональны, соответствовали особенностям климата... А главное, в каждом доме они хранили память о тех, кто их когда-то носил, а потом описывал в семейных бумагах с любовью и знанием каждой мелочи: «венчик золотный, ошивка цепковая, кичка низанная, ошивка атласная, а яхонт выпал...»


Максимов Василий Максимович. Русская крестьянка. 1896

«В некоторых захолустьях еще и в настоящее время можно видеть у крестьянок и горожанок головной убор, похожий на перевернутый кузовок. Иногда он с рогами, сделан из лубка или проклеенного холста, обтянут позументом или тканью яркого цвета, украшен разными вышивками и бисером. У богатых баб я видел даже кики, украшенные дорогими каменьями», — так описывал кику знаток русского быта, этнограф и историк П. Савваитов.


Некрасовские казаки и казачки. В центре женщина в рогатой кичке.

В XIX веке ношение кики стало преследоваться православным духовенством — от крестьянок требовали ношение кокошника. Сохранились документы, из которых следует, что священникам строго предписывалось не допускать женщину в кике не только к причастию, но и в церковь. Запрет действовал на протяжении очень долгого времени вплоть до конца XIX века. В связи с этим к началу XX века ношение головной убор почти повсеместно сменился повойником или платком, кику же лишь изредка можно было встретить в южных областях России. В Воронежской области кичка сохранялась как свадебный наряд до 1950-х годов.














Jake-juggle.

Википедия, статья Н. Пушкаревой, книга Л.В. Каршиновой «Русский народный костюм».

URL записи

Не свое | Не Бест? Пришли лучше!



URL записи

@темы: entertainment, Россия, живопись, информация, искусство, история, костюм, любимое, реконструкция, рисунок, статья, фото, эзотерика, язычество

URL
Комментарии
2014-02-12 в 17:10 

Ларсон
Полоса неудач иногда становится взлетной
я тоже себе сохранила.
отличная подборка!

2014-02-12 в 21:26 

AlanWest
Just one grasping that brass ring forever out of the reach of the common man.
Ларсон, ага. Вот что меня удивляет, на Дайри-бест даже в этом посте в комментариях нашлись люди, пришедшие гадость сказать. Что за народ! Ходят в сеть только гадости делать.

URL
2014-02-13 в 00:56 

Эмелин
Aurea mediocritas
Красивей и разнообразней народного костюма вообще ничего нет. :heart:

2014-02-13 в 07:49 

Ларсон
Полоса неудач иногда становится взлетной
на Дайри-бест даже в этом посте в комментариях нашлись люди, пришедшие гадость сказать.
я не читала комментарии, просто тупо увела.

2014-02-13 в 21:22 

AlanWest
Just one grasping that brass ring forever out of the reach of the common man.
Эмелин, Красивей и разнообразней народного костюма вообще ничего нет.
Согласна. Обожаю такие вещи даже просто рассматривать. :)

URL
2014-02-13 в 21:23 

AlanWest
Just one grasping that brass ring forever out of the reach of the common man.
Ларсон, я не читала комментарии
И правильно сделали. Мне тоже не стоило.

URL
2014-02-13 в 22:10 

Ларсон
Полоса неудач иногда становится взлетной
И правильно сделали.
AlanWest, но после этого замечания зачла...
дураки те, которые противопоставляют национальности: костюмы, песни, пляски и т.д.
все это - мировое культурное наследие, и даже танцы людоедов Африки войдут в него.
жаль, что это не понимают вроде как цивилизованные люди.

2014-02-13 в 23:23 

AlanWest
Just one grasping that brass ring forever out of the reach of the common man.
Ларсон, меня одна там убила репликой, как она рада, что её предки ТАКОЕ не носили. Интересно, а что они носили, набедренные повязки из фиговых листьев?

URL
2014-02-14 в 08:14 

Ларсон
Полоса неудач иногда становится взлетной
да, я читала откровения дамочки с Украины.
мне кажется, что она это от зависти :alles:

2014-02-14 в 11:47 

AlanWest
Just one grasping that brass ring forever out of the reach of the common man.
Вообще, какая глупость - радоваться или убиваться от того, что предки что-то носили. На ней-то как это отразиться может? В общем, в таких местах комментарии лучше не читать. Если только напоржать. :)

URL
2014-02-14 в 14:44 

Ларсон
Полоса неудач иногда становится взлетной
В общем, в таких местах комментарии лучше не читать. Если только напоржать
:friend:

2014-02-14 в 16:11 

AlanWest
Just one grasping that brass ring forever out of the reach of the common man.
URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Александрия

главная